Индивидуальный предприниматель

А. С. Прокофьев

Уважаемые коллеги!

Мы будем рады, если Вы присоединитесь к обсуждению профессионального стандарта ДИЗАЙНЕРА МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ.

Для этого Вы можете выбрать удобный для Вас вариант участия:

Файлы для скачивания и ознакомления:

  • 1. Последняя актуальная версия проекта профессионального стандарта "Дизайнер малых архитектурных форм" "Скачать" (или качать с зеркала, если не работает основной сайт)

  • 2. Поянительная записка к профстандарту Дизайнера МАФ

    Уровни квалификации, утвержденные Министерством труда и соцзащиты РФ для целей разработки профессиональных  стандартов.


    Обсудить на интернет форуме или задать вопрос

    Круглые столы будут проходить в г. Москва с 30 марта по 10 апреля.

    Если наберётся достаточно количество участников, то также будет проведён круглый стол в г. Санкт-Петербурге. Если у Вас есть Возможность собрать круглый стол в своём городе, то напишите это в электроном письме и мы сможем провести его в вашем городе.

    Подать заявку на участие

    После подачи заявки мы сообщим вам о месте и времени проведения обсуждений



    Есть вопрос? Звони +7 (495) 201-25-50

    Профессиональные стандарты

    В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники. 

    До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников.

    Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

    Координация разработки профстандартов в Правительстве РФ поручена Министерству труда и социальной защиты РФ, утвердившему:

    • Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета, в котором утвержден список, порядок, срок разработки, наименования и прочие требования к подготовке ПС, в т.ч. стандарта «Инженер-радиоэлектронщик»;
    • Методические рекомендации по разработке ПС;
    • Макет профессионального стандарта;
    • Уровни квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов;
    •  

      Что такое  «профессиональный стандарт» (ПС)?

      Практическое применение ПС

      Термины и определения, используемые в целях ПС

      Методика разработки стандарта

      Структура профессиональных стандартов

      Процедура разработки стандарта

      Основные этапы разработки стандарта

      Проект ПС дизайнер малых архитектурных форм

       

       

      Что такое  «профессиональный стандарт»?

      Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках   конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:

      • к содержанию и качеству труда;
      • к условиям осуществления трудовой деятельности;  
      • к уровню квалификации работника;  
      • к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия  данной квалификации. 

      ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

      • необходимых знаний и умений;
      • уровня ответственности и самостоятельности;
      • уровня сложности выполняемой трудовой функции.

      Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.

      Статья 195.1 ТК РФ

      Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

      Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

      Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.


       

       

      Практическое применение профессионального стандарта

      • Для работодателя – формулировка требований  к работникам;
      • Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя;
      • Для системы профобразования –   разработка образовательных стандартов  и программ, соответствующих  требованиям рынка труда.

      Кроме того, что наличие разработанных профессиональных стандартов позволит сформировать принципиально новый классификатор профессий для конкретного вида экономической деятельности/области профессиональной деятельности, в процессе разработки ПС у работников и работодателей происходит обновление и уточнение содержания трудовой деятельности.

      ПС позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества в определенной области деятельности.

      Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, он может быть использован в качестве основы для создания  корпоративных  стандартов/стандартов предприятия и должностных обязанностей. При этом возможно расширение или уточнение функций работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании.

      Профессиональный стандарт является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.

      Требования профессионального стандарта используются при составлении образовательных стандартов и программ и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе  профессионального образования и внутрикорпоративного обучения персонала.

       

       

      Термины и определения, используемые в целях ПС

      Основные термины и понятия, используемые в целях разработки ПС, определены в Методических рекомендациях по разработке ПС Минтруда РФ.

      Область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор компетенций для их выполнения. Корреспондируется с одним или несколькими видами экономической деятельности.

      Например, область профессиональной деятельности инженера-радиолектронщика -  Исследование, разработка, проектирование, производство, внедрение    и эксплуатация радиоэлектронных  устройств, оборудования и систем различного назначения (систем телекоммуникаций, радиосвязи, телевидения, радиовещания, радиолокации и навигации, радиоуправления, мобильной связи, радиопередачи и радиоприема телевизионных и звуковых сигналов, электронных и компьютерных систем).

      Вид профессиональной (трудовой) деятельности – совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

      Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес) процессе.

      Трудовая функция- система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения.

      Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

      Единица профессионального стандарта – структурный элемент профессионального стандарта, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности.

      Уровень квалификации/Квалификационный уровень – 1) обобщенные требования к знаниям, умениям и широким компетенциям работников, дифференцируемые по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности; 2) критерии результата обучения, что в настоящее время становится доминирующим принципом, поскольку только на его основе можно построить сопоставимые рамки квалификации.

      Квалификация – 1) готовность работника к качественному выполнению конкретных функций в рамках определенного вида трудовой деятельности;  2) официальное признание (в виде сертификата) освоения компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовой деятельности в рамках конкретной профессии (требований профессионального стандарта).

      Компетенция – совокупность знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок.

      Функциональный анализ – методика поэтапного описания иерархических уровней в области профессиональной деятельности, используемая при разработке профессиональных стандартов. Алгоритм проведения функционального анализа для выявления конкретных функций состоит в последовательном определении элементов различных уровней иерархии.

      Функциональная карта – описание функций, выполняемых работниками в конкретной области профессиональной деятельности, выявленных в ходе функционального анализа. Схематично функциональная карта может быть представлена следующим образом:

       

       

      Методика разработки стандарта

      В основу принятой методики разработки ПС положен метод функционального анализа, пришедший на смену популярному ранее методу описания профессиональных стандартов с позиции должностных обязанностей, который признан устаревшим, поскольку не способен учесть динамику современного производства и развития экономики и социальной сферы.

      Методика функционального анализа используется практически во всех экономически развитых странах, поскольку предполагает учет как текущих требований наиболее передовых предприятий, так и международные тенденции и потребности на перспективу.

      Данная методика предполагает проекцию структурированного описания профессиональной/трудовой деятельности на описание требований к работникам, выполняющим эту деятельность.

       

       

      Структура профессиональных стандартов

      Структурно каждый профессиональный стандарт состоит из единиц, каждая из которых соотносится с определенной трудовой функцией и определенным уровнем квалификации и содержит требования к выполнению конкретной трудовой функции, с т.зр. необходимых знаний, умений, уровней ответственности, самостоятельности и сложности.

      Каждая единица профессионального стандарта должна четко описывать следующие параметры:

      • название трудовой функции/единицы профессионального стандарта;
      • действия, обеспечивающие выполнение этой функции;
      • характеристики квалификационного уровня,
      • требуемые знания и умения.

      В свою очередь, требуемые знания и умения должны охватывать три группы компетенций:

      -   профессиональные - относящиеся к собственно области профессиональной деятельности;

      -   надпрофессиональные (или сквозные компетенции), относящиеся к охране труда и окружающей среды, профессиональному общению и совершенствованию трудовой среды и рабочего места;

      -   ключевые/базовые компетенции, относящиеся ко всем видам деятельности, в которую включен работник, и предполагающие его способность получать новые знания и адаптировать старые к новым контекстам, а также адаптироваться к изменяющейся ситуации собственного профессионального и личностного роста и развития (интеллектуальные, социальные и межличностные, предпринимательские).

      Благодаря такой структуре ПС может быть достаточно прозрачно и непротиворечиво спроецирован в требования образовательных стандартов и программ профессионального образования (каждая единица профессионального стандарта может быть трансформирована в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится та функция, которая подлежит освоению).

       

       

      Процедура разработки стандарта

      Процедура разработки профессионального стандарта предполагает выявление функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не на описании того, кто их выполняет. Соответственно, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности, в ходе которого, по результатам опроса большого массива респондентов, представляющих работников соответствующей отрасли, выявляются трудовые функции и требования к качеству их выполнения.  

      Полученные в ходе опроса данные позволяют определить набор значимых функций, наиболее часто указываемый респондентами, а также требуемый уровень квалификации для их выполнения.

       

       

      Основные этапы разработки ПС

      • формирование Экспертной группы из представителей отрасли
      • формирование базового перечня функций
      • разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;
      • разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций,
      • организация и  проведение опроса предприятий;
      • обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;
      • подготовка проекта профессионального стандарта;
      • обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе;
      • доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;
      • согласование, экспертиза и представление проекта профессиональных стандартов на утверждение в Минтруд РФ

    СМОТРЕТЬ ИСТОРИЮ РАЗРАБОТКИ